О компании

Каталог Франшиз

Реклама на сайте

Разработка

Контакты

Личный кабинет

Партнёры

Заказать рекламу

О разработке франшизы

Заказать разработку

Франшиза недели!

Открытая клиника
Открытая клиника
Франшиза сети медицинских клиник
Инвестиции: 75 000 000 руб.

 

Книги

Франчайзинг: немного истории.

Франчайзинг: немного истории.

Метки: Развитие , история , франчайзинг

Согласноопределению Международной АссоциацииФранчайзинга, «франчайзинг - это системаперманентных отношений, устанавливаемыхмежду франчайзором и франчайзи, врезультате которых знания, имидж, успех,методы производства и маркетинг передаютсяфранчайзи в обмен на взаимноеудовлетворение интересов».

Говоряпроще, франчайзинг - это такая организациябизнеса, при которой мощная компания (франчайзор)передает юридическому или физическому лицу(франчайзи) право на продажу продукта илиуслуг этой компании. Франчайзи обязуетсяпродавать продукт или услуги в строгомсоответствии с правилами ведения бизнеса,которые устанавливает франчайзор. Присоблюдении этих условий франчайзи получаетправо на использование имени, торговоймарки компании, ее маркетинговыхтехнологий, а также услуг внутреннегоаудита и экспертизы качества работы. Чтобыполучить такие права и возможности,франчайзи выплачивает первоначальныйвзнос франчайзору, а затем осуществляетежемесячные взносы. Суммы этих платежейоговариваются во франчайзинговом договореи являются предметом переговоров.Франчайзинговый пакет, или франшиза (т.е.полная система ведения бизнеса,передаваемая франчайзором франчайзи),позволяет предпринимателю освоить дажесовершенно новый для него бизнес вкратчайшие сроки.

Почтилюбой вид бизнеса (по информацииМеждународной Ассоциации Франчайзинга -более 70 отраслей хозяйства) может статьпредметом франчайзингового договора. Ноэто сегодня. А истоки франчайзинга уходятпочти на 500 лет в глубь истории.

Оксфордскийсловарь английского языка сообщает, чтоfranchising - это все права и свободы епископатов,пожалованные им королевской короной в 1559году, а franchises - места, отведенные дляторговли. Свободным людям было разрешено (данафраншиза) продавать свои товары натерритории города: на рынках и ярмарках.Таким образом, эти элементы правасформировали основу франчайзинга. Однако внаиболее типичной форме он проявился вбританской системе так называемых «связанныхдомов», которая использовалась пивоварамидля поддержания нужного объема продаж. Вобмен на заем или аренду имущества пивоварполучал постоялый двор в качестве рынкасбыта своего пива. А общепринятой датойначала использования слова «франчайзинг» всегодняшнем его значении (привилегии,предоставляемые частными фирмами)считается 1840 год.

Всередине XIX века франчайзинг впервые началиспользоваться и в США. Крупныйпроизводитель швейных машинок Зингерразвернул серийное производство,позволившее его компании торговать посамым низким ценам. Однакоцентрализованное техническое обслуживаниемашинок оказалось экономически невыгодным.Это и натолкнуло его на мысль обиспользовании франчайзинговой системы:финансово независимым фирмам сталипредоставляться исключительные права напродажу и ремонт швейных машин наконкретной территории.

Аналогичнаясистема была разработана в1898 годукомпанией «Дженерал Моторс». Всоответствии с ней дилеры не имели правареализовывать машины другихпроизводителей, а также были обязанывложить в дело собственный капитал какгарантию высокого уровня обслуживания иподдержания имиджа франчайзора.

Активновключилась в использование франчайзингаиндустрия бутылочных безалкогольныхнапитков. Компании «Кока-Кола», «Пепси»стали производить концентрированный сиропцентрализованно и распределять его заводампо розливу, находившимся в собственности иуправляемым франчайзи, которыеодновременно являлись и управляющимиместных розничных продаж.

В20-е прошлого века годы идея франчайзингакак формы ведения бизнеса сместилась всторону отношений «оптовик - розничныйпродавец». Оптовый продавец (или франчайзор)давал возможность небольшим розничнымторгующим организациям получатьдополнительную выгоду от многочисленныхскидок, использовать марку торговой фирмы ипри этом сохранять свою независимость.

В1926 году в Чикаго был основан Независимыйальянс бакалейщиков (IGA), который, кстати,сейчас активно пробивается на российскийрынок, приглашая в свой союз независимыепродовольственные магазины площадью от 185,8кв. м (эта странная цифра - результатперевода в нашу систему 2000 квадратных футов).Его цель - помочь независимому торговцуконкурировать с розничными сетями,сохраняя автономию малого бизнеса. В первуюочередь - с помощью закупок по тем же ценам,что и сетевики.

ВЕвропе эту благородную миссию на себя взяла«Сеть свободных бакалейщиков» DE SPAR,основанная в Голландии в 1932 году иизвестная сегодня как просто SPAR.

Досередины 50-х годов прошлого векабольшинство компаний, использовавшихфранчайзинговую систему, рассматривали еекак эффективный метод распределенияпродукции и услуг. Действительно,традиционный, или товарный, франчайзинг -это передача исключительных прав нареализацию продукции, выпускаемойфранчайзором, под его товарным знаком наопределенной территории.

В50-е годы появляется франчайзинг второгопоколения - «франшиза бизнес-формата». Онпредполагает передачу не только товарногознака, но и всей технологии ведения бизнеса,включая внешние параметры и стиль отделки,созданные и апробированные франчайзором.Классический пример - «McDonald’s». Рэй Крок,коммивояжер - продавец аппаратов дляпроизводства молочных коктейлей, однаждыпосетил паркинг-ресторан быстрогообслуживания San Bernandino, которым управлялибратья Макдональды. Впечатленный новой,чрезвычайно оперативной системойорганизации обслуживания, Крок выкупил в 1955году права на франчайзинг их бизнеса.

«Клонированные»магазины типа «ИКЕА», «Метро Кэш энд Кэрри»и т.д. - тоже результат воплощенияклассической франшизы бизнес-формата.

Запоследние 50 лет франчайзинг обрел такуюпопулярность, что в США в объеме розничноготоварооборота он составляет более 40%, а встранах Европы - от 5 до 30%.

ВРоссии франчайзинг появился в 1993 году,когда владелец небольшого кафе напроспекте Мира в Москве купил за $10000 срокомна пять лет франшизу у фирмы Allied Domecq,обладательницы права на торговую марку «BaskinRobbins». Вскоре по франшизе были открыты «Русскоебистро», «РостикС», «ЭКОНИКА-Обувь»,бензозаправки «ЛУКОЙЛ», «ТНК», «ЮКОС»,магазины IKEA и так далее.

 

Для франчайзи

Что такое франчайзинг, Каталог франшиз, Франшиза недели, Лучшие франшизы

Для франчайзеров

Продажа франшизы, Разработка франшизы, Наши разработки

О нас

История компании, Контакты

109029, Москва, Нижегородская ул. д. 32 стр. 15, оф. 207. (с) Frshop.ru 2001 - 2017, Все права зашищены